Когда-то Китай-город жил жизнью сказочного восточного базара. Почти все торговые дома России, акционерные общества, предприятия имели здесь свои склады и лавки. Торг шел и оптом, и в розницу Для приезжающих предпринимателей, купцов, а позднее и представителей городских обществ открывали двери гостиницы, или, как их здесь называли, подворья. В каждом таком подворье размещались трактиры, чайные, рестораны, ждавшие посетителей до раннего утра. Рядом — неотъемлемая часть дореволюционной России — церкви и церковные подворья. Сколько каждый день съезжалось в Китай-город народа со всех уголков Москвы и всей России! Особая роль Китай-города складывалась на протяжении веков и к началу нашего столетия отобрала и сконцентрировала на этой территории Москвы все, что соответствовало образу и назначению центра всероссийского рынка.

Новую роль, теперь уже центра администрирования всей жизни страны, Москва получила в 1920-е годы. Китай-город постепенно превращается в одно огромное учреждение, где служащие, становясь некоей кастой, имеющей внутри своего учреждения едва ли не все необходимое для жизни, не сталкиваются с прочими горожанами, а тем более с приезжими. Многочисленные функции целого города замкнулись внутри всего нескольких зданий. Китай-город замер. Неким робким, жалким подобием былой славы оставались лишь ГУМ, да улица 25-го Октября.

Возможно пи вернуть нормальную городскую жизнь на улицы Китай-города? Не станет ли программа “Центр” искусственным насаждением чуждых функций историческим районам столицы? Нет, говорят архитекторы. Они прежде всего хотели бы возродить старые здания в том виде и значении, какими они были в конце XIX — начале XX века — наиболее близком и понятном нам времени. Не ломать их внутреннюю структуру, но возродить первоначальные проекты. Те же здания, чьи функции умерли — а это, как правило, самые древние дома Китай-города, — предполагается музеефицировать. Чем богаче и разнообразнее станет опять жизнь в Китай-городе, тем ближе ему будет свое имя.
http://mos-nj.narod.ru/1980_/nj8911/index.htm