Культурная и идейно-политическая жизнь Москвы в XIX веке

Духовная жизнь Москвы в XIX в., как и в предшествующем столетии, была связана главным образом с различными журналами, обществами и литературно-художественными салонами. В 1802 г. Н.М. Карамзин основал журнал «Вестник Европы». «Словесность и политика составят две главные части его», - так определял свою программу издатель.
Журнал «Русский вестник», издаваемый С.Н. Глинкой, уделял основное внимание русской истории, в частности истории Москвы. Начало века ознаменовалось созданием при университете Благородного пансиона и «Дружеского литературного общества». А через 10 лет было учреждено «Общество любителей российской словесности», просуществовавшее с небольшими перерывами более 100 лет. Членами его были многие выдающиеся русские писатели, в том числе А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой.
Большое оживление в культурную жизнь Москвы вносили литературные салоны. Московские поэты, писатели, ученые собирались у М.М. Хераскова, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева, В.Л. Пушкина, спорили о политике, философствовали, но отдавали предпочтение словесности, и в первую очередь поэзии, в которой все отчетливые звучали гражданские мотивы.

Литературная жизнь в XIX веке

Изгнание французский армии сначала из Москвы, а затем из пределов государства, триумфальное вступление русской армии в Париж способствовали большому политическому и нравственному подъему, который охватил передовую часть российского общества.
В Москве родились и выросли многие декабристы: 50 будущих декабристов учились в Московском университете и в университетском пансионе. С ней связан и «заговор 1817 г.», направленный против императора Александра I. В Москве сформировалась ранняя декабристская организация «Военное общество», здесь родился «Союз благоденствия».
События 14 декабря 1825 г. стали переломным моментом в общественной жизни России. Идейные брожения продолжались, и особенно в Москве, в Московском университете. В начале 1830 г. здесь существовало несколько студенческих кружков, занимавшихся в основном философией и политикой: А.И. Герцена и Н.П. Огарева, В.И. Соколовского, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича.
Самым крупным событием в литературной жизни Москвы в последекабристский период можно считать приезд А.С. Пушкина в сентябре 1826 г. и чтение им трагедии «Борис Годунов» в домах С.Л. Соболевского и Д.В. Веневитинова.
В 40-х гг. XIX в. шла острая идеологическая борьба между славянофилами и западниками. Горячие споры вспыхивали в Московских салонах: то у Елашных у Красных ворот, то в доме Аксаковых на Смоленской, то у Погодина на Девичьем поле, где в эти годы часто и подолгу жил Н.В. Гоголь. Победа в Отечественной войне способствовала политическому и нравственному подъему.
Период после окончания крымской войны ознаменовался новыми крестьянскими волнениями, отменой в 1861 г. крепостного права. Вступление России на путь капиталистического развития отразилось и на жизни Москвы. Появилось много новых заводов и фабрик, особенно на окраинах, переоборудовалась промышленность, росла сеть железных дорог, оживлялась торговля. Значительно выросло население: если в начале 60-х гг. насчитывалось 400 тыс. жителей, то в 1897 г. их количество выросло до 1 млн.
Большие изменения произошли в общественной жизни Москвы. Властителями дум передовой части общества стали разночинцы, и в первую очередь Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.
Большим событием в литературной жизни Москвы стали торжества, связанные с открытием памятника А.С. Пушкину в июне 1880 г. В Москву съехались гости со всех концов России. Праздник продолжался четыре дня. Открытие Пушкинской выставки состоялось 5 июня в Благородном собрании, а на следующий день был открыт и сам памятник.
7 и 8 июня прошли заседания «Общества любителей российской словесности». Апогея торжества достигли 8 июня, когда на втором заседании Общества любителей российской словесности в Колонном зале выступил Ф.М. Достоевский. Его речь о Пушкине произвела поистине ошеломляющее впечатление, она была пронизана верой в светлое будущее многострадальной России, в великое предначертание русского народа, верой во всеобщее братство людей.
Город бурно и разносторонне развивался во второй половине XIX в.

Источник: wwwgid495.ru