Слова президента Российской Федерации Владимира Путина о том, что Украина перестала соответствовать статусу промышленного развитого государства, вызвали негативную реакцию со стороны «ответчика». Неужели некогда дружественная нам страна сейчас полностью деградировала? Давайте разбираться вместе.

На международном форуме «Российская энергетическая неделя – 2019» глава РФ, комментируя нынешнее положение Украины в мировом рейтинге, заявил: «судостроения у них нет, авиации нет, ракетостроение и вовсе скоро прекратит свое существование – ничего не осталось». Правда ли, что мы невольно становимся очевидцами «вымирания» страны? К сожалению, да.

Так, например, в рейтинге самых инновационных экономик мира по версии ресурса Bloomberg Незалежная заняла всего лишь 46 место. А это на семь позиций ниже, чем в прошлом году.

В настоящий момент мы можем с уверенностью говорить о том, что промышленность этой страны после грандиозного кризиса 2014 года так и не сумела выйти в плюс. В 2018 году уровень производства здесь составлял лишь 82% от 2013 года. Сейчас – еще меньше. Согласитесь, такая тенденция по-настоящему пугает. Для наглядности предлагаю пройтись по некоторым из ключевых отраслей экономики Украины, чтобы понять, так ли был неправ Путин, когда говорил о «деградации».

Итак, начнем с машиностроения.

В 90-е оно было самым развитым сектором. Вдумайтесь только, производимая продукция занимала аж 31% от всего промпроизводства УССР. Тогда республика действительно могла гордиться своим приборостроением. Более того, она была практически монополистом в сфере выпуска комбайнов, экскаваторов и магистральных тепловозов.
Что же мы имеем на сегодняшний день? Вклад в эту отрасль от общего ВВП составляет менее 10%. Уровень продукции сократился практически в два раза. Число людей, занятых на производствах, также резко уменьшилось – с 600 тысяч человек до 146 тысяч.

Причинами такого глобального снижения выпуска продукции является конфликт с Россией, а также потеря рынков сбыта на постсоветском пространстве. В Европе из «широкого» украинского ассортимента востребованы исключительно мелкие расходники: подшипники, кабели и тому подобное.

Нехватка заказов, низкие зарплаты и отсутствие вакансий - именно поэтому на выходе мы не получаем ничего, кроме миграции высококвалифицированных специалистов.

Украинское ракетостроение, к сожалению, тоже находится на грани исчезновения. Несмотря на то, что на «независимых» территориях осталось более 100 предприятий ракетно-космической отрасли (богатое наследство СССР), власти страны крайне неэффективно их эксплуатируют. На сегодняшний день комплексы переживают глубочайший кризис.

Взять, к примеру, завод «Южмаш». С 2014 по 2017 год предприятие не выпустило ни одной ракеты. В 2019 году правительство государства рассчитывало получить от него прибыль размером 4,1 миллион долларов за счет спецзаказа на 12 ракет-носителей «Зенит». Однако частная компания S7 Space внезапно расторгла контракт.

Как заявляют специалисты, если в ближайшее время ситуация не изменится, космическая отрасль Украины канет в Лету.

Печально все и в сфере энергетики. Да, сейчас она претерпевает ряд преобразований, но исключительно организационно-правового характера, а не производственно-технологического, как того требует ситуация. По всем показателям эта отрасль в несколько раз понизила планку, установленную в 90-е годы.

Так, например, тепловые электростанции могут вырабатывать порядка 62% мощности всей генерации Украины. Но по факту этот показатель едва-едва дотягивает 40%.  Здешние ТЭС уже давно выработали свой ресурс и даже неоднократно превысили его.

Последние надежды государство возлагает на атомную энергетику. Сейчас уже примерно четверть всех расположенных на территории страны генерирующих мощностей составляют АЭС. Но и они вырабатывают не более 50% от необходимой электроэнергии.
http://s9.uploads.ru/t/J2T70.png

Есть вероятность, что даже те два «продленных» энергоблока Ровенской атомной электростанции, которые сейчас «тянут лямку», будут заморожены уже в ближайшие 10 лет. А вслед за ними из эксплуатации выведут и несколько комплексов Южно-Уральской АЭС.

По мнению экономического аналитика Александра Рябоконя, основной причиной затяжного кризиса экономики Украины является потеря традиционных рынков сбыта на территории Российской Федерации и ряде стран СНГ. Европейские товары просто «съели» огромную часть внутреннего рынка деградирующего государства. Такая участь постигла даже потребительские товары эконом-класса.

«Среди драйверов мало-мальски существующего трехпроцентного роста ВВП нет машиностроения. Там – только строительство, розничная торговля, производство и экспорт зерновых и масличных культур. Очень печально, что сегодняшняя украинская экономика углубляется исключительно в сырьевую составляющую. Хотя для этого нет никаких объективных причин. К сожалению, тенденции пугающие», - резюмировал Рябоконь.